ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЕДАГОГА ИЗ СУТОЙСКОЙ ШКОЛЫ
00:00 28.12.2022 16+
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЕДАГОГА ИЗ СУТОЙСКОЙ ШКОЛЫ
После окончания 8-летней школы в Сутое Вера Эрдынеева поступила в Улан-Удэнское педагогическое училище и в 1980 году начала работать в школе учителем начальных классов. Получила высшее образование в Бурятском государственном педагогическом институте. С тогоПоказать ещё времени всю свою профессиональную деятельность посвятила школе в родном селе.
Роль сельского учителя – особая. В деревне, где все хорошо знают друг друга, он несет ответственность за судьбу ребенка перед конкретной семьей. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом личность, помочь сделать жизненный выбор. Сельская школа - это особый мир, особые отношения. Это дружная семья – дети, учителя, родители. Все знают друг друга в лицо, стараются поддерживать, вместе проводят традиционные праздники, строят планы на будущее.
Грамотная, инициативная, не равнодушная Вера заслужила авторитет и в коллективе, и у родителей своих учеников. За время работы учителем начальных классов была награждена государственной медалью СССР «За трудовое отличие». Уже через несколько лет ей поручают возглавить всю воспитательную часть работы коллектива.
Через два года с 24 января 1994 года Вера Александровна была назначена директором Сутойской средней общеобразовательной школы.
Очень важно отметить, в каких условиях начала работать директором Вера Эрдынеева. В то время рухнул не только советский строй, рухнули идеалы, ценности смыслы, образовался идеологический вакуум. Это были самые трудные годы 90-е, годы перестройки, тогда как директору приходилось думать не только об учебном процессе, но и о жизни села. Полки магазинов стали пустыми, начались задержки зарплат, которые длились месяцами. Стали уходить в другие сферы учителя – самые опытные, талантливые. Чтобы как то их поддержать, районное руководство договаривалось с колхозами и предприятиями о выделении зерна и мяса под будущую зарплату.
Руководителю учебного заведения приходилось делать взаимозачеты с колхозами, закупать зерно и перемалывать его на муку и раздавать своим учителям и работникам в счет заработной платы. А также заключали договора с ГРЭС на счет приобретения товаров и одежды для своих учителей и работников. В те годы Сутойская школа одна из немногих, где было организовано горячее питание во время учебного года. Причем не только дети, но учителя бесплатно питались в школьной столовой.
Школа занималась овощеводством на пришкольном участке: выращивали картофель, морковь, капусту, помидоры, огурцы, тыкву. На уроках трудового обучения дети под руководством учителя перерабатывали собранный урожай, делали соленья и варенья. По результатам работы пришкольных участков за 1998 год Сутойская средняя школа заняла второе место в смотре-конкурсе школьных подсобных хозяйств и пришкольных участков в республике. В тот год сутойские школьники собрали большой урожай овощей, декоративные растения, вели биологические и агротехнические исследовательские работы, наблюдения, проводили опыты в соответствии со школьной программой, готовили наглядный материал для кабинета биологии. Весь свой урожай они успешно собрали и даже законсервировали. Что не маловажно, дети были заняты все лето и обеспечены ежедневным горячим питанием.
С весны 1999 года школа включилась в программу «REAP International» - международное сотрудничество школьников по развитию сельского предпринимательства. В начале 2000-х года школу посетили делегации из США и Японии. Американцы – представители движения приезжали летом в Сутойскую школу, побывали на полях и опытных участках.
Но самым главным оставался учебный процесс, качество знаний. Во время работы Веры Александровны в должности директора небольшая Сутойская школа стала пилотным проектом во многих нововведениях в образовательном процессе не только районного масштаба, но и республиканского. Много раз за эти годы проходили районные семинары по всем предметам. Коллектив школы неоднократно становился победителем и призером районного конкурса «Школа года» и принимала гостей по обмену опытом - заведующих районо, директоров школ республики.
Для учителей сельских школ «многопрофильность» - это в первую очередь, не дополнительный заработок, а дополнительная ответственность. Малочисленность учащихся приводит к необходимости применения в сельской школе различных образовательных программ, к ее индивидуализации обучения. А сами сельские учителя, чаще всего скромные, спокойно и успешно делающие свое дело, без самовлюбленности и каких-либо претензий на славу и вознаграждение. Они воспринимают школу как свой второй дом и относятся к ней как к дому.
Огромное внимание коллектив уделял всестороннему развитию детей, важным моментом была тема любви к маленькой родине, почитанию предков и национальных традиций, изучение истории родного края.
В 1996 году в школе организован музей. Поисковую краеведческую работу возглавила энтузиаст своего дела, человек беззаветно преданный своей малой родине, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Бурятии сельский библиотекарь Нимаева Елизавета Жамсарановна. В марте 2001 года за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся Министерство образования Российской Федерации вручило свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» историко-краеведческому музею «Искатель» Сутойской средней щколы.
В школе была создана мастерская по возрождению ручного ткачества, созданию гобеленов. Это один из самых древних видов ремесел. Чтобы сплести настоящий гобелен из конского волоса, нужно обладать не только художественным вкусом и умением творить, но и недюжинным терпением. Тот, кто плетет их, по праву может называть себя живописцем, поскольку гобелен – это не просто ковер, это настоящая картина. С 2000 года трудовое обучение в Сутойской школе начала вести ее выпускница Елена Цоктоева, настоящий мастер гобелена, окончившая Иволгинский лицей народных промыслов.
Мастером «золотые руки» называли учителя трудового обучения Очирова Жигмита Дабацыреновича, на его уроках многие ребята, изучая основы декоративно-прикладного искусства, научились своими руками создавать разные изделия из дерева, глины.
Это еще одно из качеств Веры Александровны Эрдынеевой – объединить, сплотить вокруг таких единомышленников, патриотов. Инициативная, активная, не равнодушная, она могла вести за собой подруг, друзей, а затем и коллег и единомышленников.
И еще одно из подтверждений того, что именно учитель – тот, кто помогал осознавать маленькому человеку его место в этом мире, и находить свое место в жизни как специалисту, профессионалу, мыслителю или художнику.
Вера Эрдынеева прожила яркую жизнь с отличным оптимизмом, всегда занимала активную жизненную позицию, готовность отдать все свое время, силы, знания любимому делу. Харизма, энергетика, озабоченность Веры Александровны всегда привлекали к ней людей. Ее многочисленные друзья ценили в ней живой ум, душевную щедрость и готовность прийти на помощь в любое время. Среди коллег и односельчан пользовалась огромным уважением, авторитетом и за работоспособность и высокий профессионализм.
Замечательная мама Вера Александровна с супругом Алексеем Раднажаповичем воспитали двоих детей, вложив в них весь педагогический талант и огромную родительскую любовь. Дочь Татьяна пошла по стопам мамы, работает учителем английского языка в одной из школ города Улан-Удэ. Сын Вадим получил диплом Иркутского университета работников железнодорожного транспорта, живет в городе Иркутск, возглавляет ООО «Эверест». Компания специализируется по опто-волоконной связи. Он женат, воспитывает также двоих детей. Настоящей опорой и соратником сопровождал Веру Александровну по жизни ее супруг Алексей Раднажапович. Ему, как мужу директора приходилось стать и водителем, иногда и кочегаром, мастером производственного обучения, и другом, и советчиком.
Профессия учителя не приносит обычно ни большой славы, ни больших материальных благ, но не это главное. Профессия учителя – одна из самых почитаемых и уважаемых на селе. На селе учитель был всегда больше, чем просто учитель. Потому что, учитель – это жизнь, обращенная в будущее.
Оставить сообщение: